Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Стандарты деятельности СРО, как документы, обязательные к исполнению, – незаконны!

В саморегулируемом сообществе продолжается дискуссия по вопросам стандартизации Национального объединения строителей. Невзирая на то, что все восемь стандартов деятельности СРО уже написаны, прошли публичные обсуждения и выложены на официальном сайте НОСТРОЙ, точка в этом вопросе не поставлена. Наш добровольный эксперт из Новосибирска предлагает взглянуть на проблему стандартизации с новой точки зрения.

***

Давайте посмотрим, каким образом аргументируется необходимость создания обязательных стандартов деятельности СРО. Говоря о стандартизации, НОСТРОЙ ссылается на Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ, точнее, на нормы, внесённые в новую редакцию ГрК. А именно:

– статья 55.5 «Стандарты и внутренние документы саморегулируемой организации»;

– и раздел 8 статьи 55.20 «Национальные объединения саморегулируемых организаций», где перечислены функции.

Однако, в первой статье речь идёт про комплект внутренних документов, которые должна разработать и применять СРО в отношении своих членов. В известном перечне функций Нацобъединений есть пункт 10) «разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства». Однако здесь речь идёт про обычные техстандарты, которые пишутся для строителей, и ничего не сказано про регламентацию деятельности СРО.

Из-за ошибочного посыла была неправильно выстроена и сама работа по разработке СТО. В стандартах от НОСТРОЙ осталось много бреда подчас не вредного, но и не нужного. Был предложен некий новый уклад, в то время у СРО есть уже свой уклад и порядок проведения тех или иных действий, который устраивает Минюст, РТН, руководство СРО и самое главное – членов СРО.
Унифицирование документов никому не нужно. Нет никакого дела строителю, например, в Белгороде, что порядок ведения дел в СРО Екатеринбурга отличается. Таким образом, на свет появляется никем не востребованная стандартизация.

В своей работе и сотрудники, и руководители саморегулируемой организации руководствуются огромным перечнем документов. Начиная от базовых, таких, как Градостроительный кодекс и Федеральный закон о саморегулируемых организациях 315-ФЗ и кончая множеством инструкций, регламентов и предписаний, которыми в изобилии снабжают строителей и саморегуляторов профильные ведомства. Это колоссальное количество правовой документации не всегда радует глаз. Уже довольно сказано про вопиющие дыры, которые возникли при реализации 372-ФЗ, 359-ФЗ и 126-ФЗ.

Очевидно, что, когда приходится делать выбор между требованиями Федерального закона и министерской инструкции или предписанием РТН, которые противоречат одно другому, приоритет будет отдан Федеральному закону. У НОСТРОЙ или РТН на этот счёт может быть своё мнение, у строителей третье, а результатом законодательных коллизий оказываются арбитражные суды, которые не радуют никого, кроме профессиональных юристов.

Поэтому можно было только приветствовать идею о том, чтобы собрать всю правовую информацию, относящуюся к деятельности СРО под одной обложкой, упорядочить её, систематизировать, возможно, сопроводить примерами из практики и издать в виде некоего компендиума знаний. Своеобразной настольной книги для саморегулятора. Или, если угодно, инструкции по эксплуатации СРО, где можно будет найти ответы на актуальные и сложные вопросы. Понятно, что это руководство не могло и не должно было подменять российское законодательство, а его задача – не запутать ещё больше и без того запутанных и запуганных саморегуляторов, а дать подсказку.

Этого сделано не было. В итоге в сегодняшнем виде СТО не нужны ни строителям, ни саморегуляторам. Понимают это и в НОСТРОЙ. Это видно хотя бы по тому, что на декабрьском Съезде стандартам так и не была дана путёвка в жизнь, хотя, казалось бы, весь пакет документов на тот момент уже был подготовлен. Но в итоге ограничились внесением изменений в программу стандартизации и внесением самой программы в перечень приоритетных направлений. Складывается впечатление, что в реальности разработку СТО пока поставили на паузу до получения согласования на верхах. А из этого можно сделать только один старый армейский вывод – не спеши выполнять приказ, его могут отменить.

ОТ РЕДАКЦИИ. Таково было мнение нашего автора. А что думаете Вы, уважаемые читатели и специалисты строительного саморегулирования? Будет ли НОСТРОЙ и дальше биться за реализацию своих СТО в нынешнем формате или программу ждёт серьёзная корректировка?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Основные вопросы при выборе паркетной доски
Паркет ассоциируется с красивой, но дорогой доской, используемой при отделке помещений. Строительный рынок богат декорами, типами древесины, видами конструкций доски. От такого разнообразия разбегаются глаза. При выборе возникает множество вопросов. Ответы на самые популярные перечислены ниже. Какая паркетная доска лучше? Существует несколько видов материала: массивная доска, паркетная, инженерная. После укладки очень сложно отличить один вид материала от другого. Различий в плане декора как таковых нет. Отделка отличается стоимостью, типом укл...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8