Теракт в «Крокус Сити Холле»

18:07Следствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

17:56СК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

16:55На массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

«Обживать» бывшие промзоны будет проще

Комплексное развитие территорий получит дополнительное регулирование

10.07.2018 12:07

Автор: Дмитрий Гончарук

Вовлекать в оборот неэффективно используемые земельные участки, в том числе бывшие промышленные зоны, вскоре будет проще. Этому должны поспособствовать поправки в Градостроительный и Земельный кодексы, которые Правительство на прошлой неделе внесло в Госдуму.

Опрошенные «Парламентской газетой» эксперты обращают внимание на то, что новые изменения законодательства во многом лишь устраняют недочёты недавно принятых. Вопросы вызывает и возможность внесудебного изъятия участков для комплексного развития территорий.

Согласно документу, который разработали в Минстрое, осваивать территории можно будет по трём типам договоров: о развитии застроенной территории, о комплексном освоении и комплексном развитии территории. Кабмин установит, как будут вноситься изменения в документации по территориальной планировке. Предлагается ввести в Градостроительный кодекс определение такого понятия как «комплексное развитие территории». Также планируется уточнить, что такое «красные линии».

В границы развития территории попадут смежные земельные участки. Это распространяется и на тех, которые находятся в государственной и муниципальной собственности.

Также законопроект регулирует вопросы изъятия земельных участков на застроенной территории, если заключён договор о её развитии. Если в действующей редакции Градостроительного кодекса допускается изъятие только аварийных домов и участков под ними, то теперь появится возможность делать это и с объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.

Обоснованием для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд станет решение о развитии застроенной территории по инициативе органа местного самоуправления.

Её минимальную обеспеченность инфраструктурными объектами рассчитают в зависимости от количества населения, а не от площади.

По данным Минстроя, в 66 регионах по инициативе органов местного самоуправления для комплексного развития определили около тысячи земельных участков, территория которых составляет чуть больше 32 тысяч гектаров. Предполагаемая общая площадь объектов капитального строительства на них - около 50 миллионов квадратных метров. При этом президент Владимир Путин поставил задачу довести количество строящегося в год жилья с нынешних 80 миллиона «квадратов» до 120 миллионов.

Для достижения этих целей закон необходим, но он лишь ликвидирует пробелы и конфликты, которые возникли с принятием в 2016 году поправок в Градостроительный кодекс (закон №373-ФЗ), признаёт Владимир Ресин, глава Экспертного совета по градостроительной деятельности при Комитете Госдумы по транспорту и строительству. 

«Мы неоднократно на заседаниях совета обращали внимание на то, что надо выстроить системную и качественную работу по реформированию градостроительного законодательства, аккуратным и выверенным изменениям. Изменения федерального законодательства не должны случаться по нескольку раз в год. Строители нуждаются в стабильном и ясном регулятивном поле, которое позволит им решать задачи развития страны, не перегружаясь бюрократическими процедурами», — пояснил депутат «Парламентской газете».

Ресин считает, что значительный блок регулирования нужно перенести на уровень подзаконных актов Правительства и Минстроя. «Отдельной оценки потребует и возможность внесудебного изъятия имущества, предусмотренная законом, процедуры и критерии оценки качества решений, принимаемых в рамках проектов комплексного развития», — добавил он.

Предполагая, что территория получит комплексное развитие, нельзя игнорировать инженерную инфраструктуру, объясняет первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.

«Мы просто добавляем в законодательство не учтённые ранее, но как бы само собой разумеющиеся факторы, это надо было давно сделать. Когда мы говорили о том, что можно изымать землю под аварийными домами, то по умолчанию предполагалось, что новостройки на их месте не могут быть без отопления, водоснабжения и электричества. На таких территориях всё равно находятся трансформаторные подстанции, котельные, теплотрассы, водонапорные башни, но судьба всех этих объектов пока не урегулирована», — рассказал сенатор.

В России огромное количество земель, которые находятся в ведении различных госструктур, но никак не используются, напомнил председатель Комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам Игорь Шпектор.

«Особенно это касается Министерства обороны, которое держит участки в центрах городов. Здесь пора поставить точку и сказать, что если территория заброшена, то она должна изыматься», — считает эксперт. По его мнению, до сих пор практически никак не решался и вопрос инженерной инфраструктуры.

«При большом количестве неудачных законопроектов, которые разрабатывал Минстрой, этот действительно неплох. Мы ещё не провели его общественные слушания, наверняка и в этом документе найдутся спорные места, но сам посыл к по-настоящему комплексному развитию территорий в нашей комиссии может найти только одобрение», — продолжил эксперт.

Шпектор убеждён, что о комплексном освоении территорий нельзя будет говорить без Фонда содействия развитию ЖКХ, который должен прекратить деятельность с 1 января 2019 года.

«Фонд должен стать постоянно действующим институтом. Если в Минстрое хотят жёстче контролировать денежные потоки, которые направляет такая организация, то против этого, думаю, никто возражать не станет. Главное, чтобы средства на комплексное развитие консолидировались. Необходимо конкретное решение с централизованным финансированием. Если всё опять будет свалено только на плечи регионов, то и этот законопроект останется пшиком», — заключил  он.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 2772