Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Павел Горячкин: Деятельность рабочих групп при Минстрое крутится вокруг второстепенных вопросов, а системные никто не рассматривает

Реализация реформы ценообразования в строительстве может привести к росту стоимости государственных строек и многочисленным нарушениям, полагают многие эксперты. Своими опасениями поделился в интервью журналистам и президент Союза инженеров сметчиков Павел Горячкин. Наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга отметил ключевые моменты.

***

Принципиальные решения о внедрении Федеральной государственной информационной системы ценообразования (ФГИС ЦС) и переходе на ресурсную модель ценообразования в строительстве приняты и юридически закреплены в Градостроительном кодексе РФ и постановлениях Правительства России. Не подвергая сомнению цели и задачи реформы, тем не менее в её организационную и методическую составляющие необходимо внести серьёзные коррективы, уверен Павел Владимирович.

Один из вопросов состоит в том, чем и как будут наполнять ФГИС ЦС. Конечно, нужно собирать информацию о стоимости строительных ресурсов, в том числе в региональном разрезе, и она должна быть доступной. Более того, сейчас идёт речь о создании общероссийского реестра товаров и услуг в свете реформирования системы государственных закупок, что тоже правильно. Но там есть понятие «референтные цены». То есть создаётся систему мониторинга и даются какие-то ориентиры, в первую очередь для государственных заказчиков, чтобы они могли ориентироваться в море цен. Существует ограниченный перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством – отдельные виды лекарств, хлеб, ЖКХ, проезд в городском транспорте и так далее. Все остальные цены должны носить референтный характер и служить определённым ориентиром. И если чье-то предложение выбивается из общего референтного уровня, тогда возникают вопросы к производителю, поставщику или подрядчику, потому что нужно бороться как с демпингом цен, так и с их завышением.

Но Минстрой России хочет сделать цены из ФГИС ЦС инструментом расчётов за выполненные работы, а это вещи недопустимые, это в корне противоречит законодательству, считает господин Горячкин. Позиция Союза инженеров сметчиков состоит в том, что эти цены должны быть референтными и лимитными, то есть, определяя объемы финансирования и начальную (максимальную) цену контракта, эти цены могут использоваться на начальном этапе, когда неизвестен исполнитель, не известна сырьевая база и другие параметры. То есть на стадии определения начальной цены эти сметные цены строительных ресурсов можно использовать, но при расчёте за сделанные работы – ни в коем случае.

«Я много раз говорил, что прежде чем переходить на ресурсный метод, нужно обновить базу, а потом двигаться дальше, а мы начали не с того конца», – подчеркнул президент Союза инженеров сметчиков. В какую ситуацию сегодня поставлен инженерно-технический персонал из-за противоречия между ГЭСН и реальными ценами? Раньше по законодательству за финансовые и налоговые нарушения отвечали генеральный директор и главный бухгалтер. Сегодня в связи с принятыми поправками любые должностные лица, которые в системе государственных закупок приняли работу и подписали акт, являются лицами, потенциально подлежащими уголовной ответственности.

На стройке ведётся много журналов производства работ, акты на скрытые работы и так далее – и все эти ведомости инженер будет заполнять в соответствии с фактом. И если у него на кирпичной кладке работал не башенный кран, а лебедка, он так в журнале работ и запишет. То же касается и материалов, потому что бухгалтерия ведёт их реальный учёт: у неё есть договор поставки, товарно-транспортные накладные, какие материалы куплены и по каким ценам. И во всей этой первичной документации отражается именно фактическое состояние стройки.

А сметчика сегодня это уже не интересует, у него есть ФГИС ЦС с её усреднёнными обязательными ценами и ГЭСН. То есть вся реальная документация будет формироваться по одним правилам и по действующему законодательству, а сметчик будет выставлять цену в соответствии со ФГИС ЦС, и ничего другого ему не нужно.

Эти два потока документов невозможно свести, потому что они не сходятся. Теоретически конечные цифры на все стройматериалы «в куче» в итоге могут сойтись, но конкретные составляющие внутри сойтись не могут никогда. Поэтому никто из сметчиков не понимает, какой же смысл затеянной реформы?

Ещё один пример: при передаче объектов на казначейское сопровождение показываются накладные расходы в рублях, а в методиках Минстроя России накладные расходы учитываются в процентах. И Федеральное казначейство отказывается оплачивать акты выполненных работ, пока не будет представлена реальная структуру накладных расходов – и никакие ФГИС ЦС их не интересуют, и Минстрой им не указ. Федеральное казначейство сейчас будет влезать в структуру себестоимости строительства и отслеживать обоснованность расходования каждого рубля, и поэтому до внедрения системы ФГИС ЦС все эти вещи нужно увязать.

По мнению Павла Горячкина, деятельность рабочих групп, созданных при Минстрое, крутится вокруг второстепенных вопросов, а системные вопросы никто не рассматривает. К тому же, Минстрой уже неоднократно переносил сроки внедрения этой реформы, и ничего не случилось, многие даже вздохнули с облегчением. Сегодня необходимо решить именно системные вопросы, потому что ни один вопрос в реформе ценообразования сейчас не является до конца понятным и решённым, начиная от заработной платы на стройке.

И что самое плохое – обязательность применения сметных цен из ФГИС ЦС теперь прописана в Градостроительном кодексе. Зачем это нужно было делать? Ведь система ценообразования очень гибкая, её нужно постоянно подстраивать под реальность – а закон так просто не изменишь, это в целом весьма длительная процедура.

Господин Горячкин прогнозирует, что сметы, рассчитанные по ценам ФГИС ЦС, окажутся значительно выше фактических цен. Есть большая вероятность того, что крупные производители и поставщики будут предлагать крупным покупателям цену ниже той, что указана во ФГИС ЦС. То есть может возникнуть ситуация, когда фактические закупки и транспортные затраты «пройдут» по заниженным ценам и совсем у других производителей и поставщиков, а учтены в сметной документации и предъявлены к оплате в составе объёма выполненных работ будут цены только тех производителей, которые включены в ФГИС ЦС и являются добросовестными производителями. Получается, что фактически будут поощряться контрафакт и серые схемы в материально-техническом обеспечении государственных строек!

«В заключение ещё раз подчеркну: необходимо оставить обязательность применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС только для разработки сметной документации и определения начальной (максимальной, лимитной) сметной стоимости – для формирования максимальной цены контракта, при размещении заявки», – отметил Павел Владимирович.

ОТ РЕДАКЦИИ. Такова точка зрения господина Горячкина. Ждём теперь на нашем форуме и Ваших мнений, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

 

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Высоконадежный вынос балконов от профессионалов
Оптимизировать балконную пристройку можно различными способами и один из них – выносное застекление. Грамотный вынос балконов позволит увеличить пространство, переделать лоджию в превосходную оранжерею, небольшой спортзал, уголок для детей, а также семейного отдыха. К тому же, данный вариант оформления балконного сооружения создаст недостающее место для прокладки утепляющих материалов, установки комфортного подоконника или встроенных элементов мебели. Команда «4 Этаж Балкон под ключ» производит обустройство балконных площадей пластиковой оконно...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8