Строительство, ремонт, коммуникации, интерьер

Дмитрий Панфилов: Главная проблема госзакупок – ценообразование в строительстве

Президент Ассоциации СРО «Гильдия Пермских Строителей» (СРО-С-168-11012010) Дмитрий Панфилов дал развёрнутое интервью в региональном издании «Бизнес-Класс». Приводим наиболее интересные, на наш взгляд, тезисы этого выступления.

***

– В новых условиях роль СРО возрастает? (вопрос задан после перечисления новаций 372-ФЗ – регионализации, контроля договорных обязательств и так далее – ЗаНоСтрой.РФ).

– На мой взгляд, посыл государства в адрес СРО предельно понятен: «Вы ответственны за состав участников строительного рынка, за уровень качества выполняемых работ – вы регулируете этот рынок. Понятно, что свою ответственность за состояние строительного комплекса несут и государственные структуры, но это не отменяет вышесказанного.

СРО очень долго придерживались формального бумажного подхода – формировали пакеты документов, выдавали допуски, писали акты проверок и, в общем-то, всё. Да, чуть не забыл! Ещё собирали взносы в компенсационный фонд и членские взносы. Конечно, я обобщаю, но уровень ответственности и добросовестности СРО существенно отличался.

– Расскажите о взаимосвязи саморегулирования и контрактной системы в сфере закупок.

– К сожалению, зачастую исполнением госконтрактов на выполнение строительных работ занимаются недостаточно квалифицированные подрядчики. Истоки этой проблемы заложены в действующем законодательстве о закупках, и решить её только на этапе определения подрядчика невозможно.

Здесь крайне важную роль играет подход к этапу исполнения контракта. Должна быть создана такая система, при которой подрядчик, не будучи на 100 процентов уверен в том, что он действительно соответствует всем требованиям и сможет выполнить все обязательства по контракту с необходимым качеством и в установленный срок, даже не задумается «заходить» в аукцион. Потому что понимает: никаких поблажек не будет! Контроль, приёмка выполненных работ будут принципиальными, а мысли о необходимости в первую очередь отчитаться в освоении бюджетных средств заказчик отодвинет в сторону.

Заказчик и СРО, членом которой является подрядчик, должны использовать одинаковый подход. Если они не будут давать подрядчикам работать спустя рукава, то со временем подрядчики либо научатся работать, либо уйдут с рынка.

– Какие ещё проблемы существуют в госзакупках в сфере строительства?

– Первая проблема – ценообразование в строительстве. Причём, именно в Пермском крае она стоит очень остро. Всё чаще добросовестные и квалифицированные подрядчики не хотят работать по госконтрактам. Именно потому, что цены занижены. Проблема ценообразования в строительстве постоянно поднимается перед руководством края. И в последнее время есть ощущение, что нас начали слышать. Кроме того, мы сами прилагаем усилия, чтобы решить проблему. Так, Правительством РФ принято постановление № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которое вводит систему реального ежеквартального мониторинга цены на строительные материалы. На производителей строительных материалов возложена обязанность предоставления информации о ценах на свою продукцию, а ФАУ «Главгосэкспертиза России» должно на основе этих данных формировать в единой информационной системе сметные цены, соответствующие рыночным.

Однако с реализацией постановления есть серьёзные проблемы. Производители стройматериалов недостаточно ответственно подходят к исполнению своей обязанности по предоставлению информации о ценах. И мы, как СРО, ведём с ними работу, мотивируем, объясняем, что если в сметах к госконтрактам будут заложены реальные цены на их продукцию, то подрядчики будут покупать эту продукцию по реальным ценам. Попадание информации о продукции в единую информационную систему – это ещё один канал продвижения предприятия и его продукции на рынок, причём, бесплатный.

– Вы говорили о контроле за деятельностью подрядчика со стороны СРО – прежде всего по госконтрактам. Так ли необходима ещё одна контролирующая инстанция?

– Контроль за исполнением членами СРО обязательств по госконтрактам необходим, чтобы обеспечить защиту компенсационного фонда СРО от обращения на него взыскания. А поскольку фонд сформирован членами СРО «в складчину», речь идёт о защите финансовых интересов каждого члена. Особо отмечу, что контрольные функции СРО направлены прежде всего на то, чтобы вовремя поправить подрядчика, подсказать, обратить внимание на ошибки, которые необходимо своевременно исправить. Например, многие некрупные строительные организации не могут содержать полноценный отдел строительного контроля. И здесь СРО, можно сказать, на аутсорсинге, в рамках оплаты членских взносов осуществляет эту функцию.

Да, мы не даём работать плохо. За это некоторые наши члены на нас «обижаются». Но все меняется, жить по-старому, мы считаем, уже нельзя. Государством задан тренд на повышение профессионализма участников строительного рынка, на его очищение. Тот, кто не понимает этого, однозначно окажется в проигрыше.

Кроме контроля за исполнением обязательств по договорам строительного подряда, мы осуществляем постоянный мониторинг соответствия взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств совокупному размеру обязательств по договорам, которые принял на себя член СРО. Законом установлена определённая шкала таких взносов. Например, чтобы иметь обязательства на сумму до 60-ти миллионов рублей, взнос члена СРО фонд должен составлять 200 тысяч рублей. Если хочешь заключить ещё контракты, должен увеличить размер взноса. Для осуществления этого мониторинга участники обязаны предоставлять в СРО отчётность. Кроме того, мы сами получаем информацию из открытых источников. Этот контроль должен быть постоянным.

– Но ведь в законе такого требования нет, а есть лишь обязанность СРО отследить объём обязательств подрядчика один раз в год. Зачем нагружать строителей дополнительной отчётностью?

– Я уже говорил, что формальный подход остался в прошлом. Законом в этой части напрямую установлено минимальное требование. Но будет, мягко говоря, неправильно, если член СРО в течение года заключит контракты на 500 миллионов рублей рублей, заплатив взнос 200 тысяч рублей. В этом случае часть финансовой ответственности, по сути, перекладывается на других участников саморегулируемой организации. Поэтому мы должны знать, чем живёт каждый член СРО в ежедневном формате, какие контракты выполняет, какие обязательства «закрыты» им частично, с каким объектом возникают сложности и так далее. Поэтому и должен вестись ежедневный мониторинг – посредством как программных продуктов, так и анализа отчётов, предоставляемых членами СРО по мере изменения ситуации. Мы считаем, что это норма корпоративного поведения, но соответствующие обязанности закрепили во внутренних положениях СРО, как того требует законодательство.

ОТ РЕДАКЦИИ. Ждём теперь на нашем форуме Ваших комментариев, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Интересно

Аутсорсинг снабжения предприятия стройматериалами
При текущем состоянии рынка труда поиск высококвалифицированного персонала для отдела закупок, который способен эффективно использовать инструменты систематизации и обработки крупных массивов данных, требует много времени и усилий. Особую остроту эта проблема приобретает при временном уменьшении объемов строительных работ. Решение данной проблемы заключается в аутсорсинге снабжения предприятия строительными материалами. Под аутсорсингом снабжения понимается делегирование предприятием сторонней организации части деятельности в области материальн...

Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
25%
Нет, но хочу построить
63%
Нет
13%
Всего голосов: 8